Образовательная программа на 2021-2022 учебный год
Описание образовательной программы
Данная программа –
документ, определяющий направленность,
объем, содержание и порядок организации образовательной
деятельности в муниципальном бюджетном учреждении
дополнительного образования Орловской детско-юношеской спортивной школе ( далее
— ДЮСШ).
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Орловская
детско-юношеская спортивная школа (сокращенное наименование МБУ ДО ДЮСШ) расположено по адресу: Российская Федерация,
347510, Ростовская область, Орловский район, поселок Орловский, пер. Костенко, 50, контактный телефон 8 86375
31-7-39, e-mail – dush@orlovsky.donpac.ru., сайт - http://dush-orlovsky.ru
Учредителем спортивной школы и собственником ее имущества является
муниципальное образование «Орловский район».
Функции и полномочия учредителя школы от имени муниципального образования «Орловский
район» исполняет Управление образования Орловского района.
Функции и полномочия собственника имущества школы от имени муниципального
образования «Орловский район» исполняет
Комитет по имуществу Орловского района.
Устав утвержден постановлением Главы Администрации
Орловского района от 08.04.2015 года № 275 «Об утверждении Устава
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Орловская
детско-юношеская спортивная школа».
Лицензия на право осуществления образовательной деятельности
серия 61 Л 01 № 0002382, регистрационный номер 1026101451298, выдана 30 апреля 2015 года: на правао
оказания образовательных услуг по подвидам дополнительного образования:
-дополнительное образование
детей и взрослых.
В 2021-2022 учебном году МБУ ДО ДЮСШ представлена такими видами спорта как
футбол, волейбол, баскетбол, греко-римская борьба, конный спорт и бокс.
Организация образовательного процесса в
ДЮСШ, осуществляется по дополнительным
общеобразовательным программам, регламентируются Конституцией Российской
Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012
года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в
области образования и науки», Указ Президента Российской Федерации от
01 июня 2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на
2012-2017 годы», Федеральный закон
Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года,
одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, опубликовано в «Российской
газете» 31 декабря 2012 г., вступил в силу: 1 сентября 2013 г.) (далее –
Закон), Областной Закон Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об
образовании в Ростовской области», Федеральный закон Российской Федерации от
04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О физической культуре и спорте в
Российской Федерации», Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План
мероприятий на 2015-2020 годы по реализации концепции развития дополнительного
образования детей», Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(зарегистрировано в Минюсте России 27 ноября 2013 г. № 30468) (далее –
Порядок), Приказ министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 № 1125
«Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной,
тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и
спорта», Постановления
Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"», Письма Минобрнауки России от 29 сентября 2006 г. №
06-1479 «О методических рекомендациях по организации деятельности спортивных
школ в Российской
Федерации», Устав МБУ ДО ДЮСШ, её локальными
актами.
Школа осуществляет
образовательную деятельность в соответствии с действующим законодательством
РФ, лицензией серия 61Л01 № 0002382 от 30 апреля 2015
года, № 4730, выданной Региональной
службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области,
Образовательная деятельность
осуществляется на спортивных объектах, расположенных по адресам:
- спортивный зал
ДЮСШ, пер. Костенко, 50;
-
стадион, ул. Ленина, 150;
-
отделение конного спорта , ул. Северная, 147.
А также на базе общеобразовательных учреждений
Орловского района.
Основной целью дополнительного образования в ДЮСШ
является физическое воспитание и развитие
личности, приобретение знаний, умений и
навыков в области физической культуры и спорта;
отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для
прохождения спортивной подготовки и достижения
высоких спортивных результатов в избранном виде спорта.
Основные
задачи:
- удовлетворение индивидуальных
потребностей учащихся в занятиях физической культурой и спортом, на развитие
мотивации личности всестороннему удовлетворению физкультурно-оздоровительных и
спортивных потребностей, реализацию дополнительных общеобразовательных программ
и услуг физкультурно-спортивной направленности;
- формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
- обеспечение
духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического,
трудового воспитания учащихся;
- выявление,
развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся
способности;
- профессиональную
ориентацию учащихся;
- создание и обеспечение
необходимых условий для личностного развития;
- подготовку
спортивного резерва;
- социализацию и
адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование
общей культуры учащихся.
Направления
образовательной деятельности
Основные направления образовательной деятельности ДЮСШ:
учебно-тренировочные (тренировочные)
занятия проводятся по дополнительным
общеобразовательным программам, разработанным и принятыми ДЮСШ в соответствии с
федеральными государственными требованиями;
- активное внедрение в учебный
процесс инноваций и ориентация на инновационную деятельность;
-
интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение
вариативности, индивидуализации и качества системы образования в целом;
-
повышение доступности дополнительного образования для каждого;
-
обновление и реализация содержания дополнительного образования в соответствии с
интересами детей, потребностями семьи, общества и государства;
-
создание условий для участия семьи и общественности в развитии общественной
системы самоуправления учреждения;
-
осуществление образовательного процесса и проведение массовых мероприятий с
учётом запросов региона, муниципального образований, детей, потребности
семьи, других образовательных учреждений, детских и юношеских объединений,
национально-культурных традиций;
- проведение массовой,
учебно-методической, организационно-методической, информационно-методической,
научно-методической работы, консалтинга, направленных на совершенствование
образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности,
профессионального мастерства педагогов, реализующих общеобразовательные
программы дополнительного образования.
Школа предоставляет бесплатные образовательные
услуги по дополнительным общеразвивающим программам в области физической
культуры и спорта и программам спортивной подготовки в рамках муниципального задания.
ДЮСШ призвана
удовлетворять потребности граждан и
общества в области физкультуры и спорта, создавать условия для самоопределения и
самореализации личности обучающихся, развития индивидуальных способностей
каждого ребенка, выявления одаренных
детей и целенаправленной спортивной подготовки детей и подростков.
Особенностями
организации образовательной деятельности спортивной школы
являются:
– достижение планируемых результатов освоения
образовательной программы по видам
спорта всеми обучающимися;
– создание условий для образования детей с особыми
образовательными способностями;
– создание условий
для дифференциации и индивидуализации
подхода в обучении и воспитании ;
– диагностика и мониторинг развития учащихся;
– педагогическое
сопровождение обучающихся с различными
способностями, с целью поддержания и развития интереса к систематическим
занятиям спортом.
Цель реализации образовательной программы - обеспечение
потребности населения Орловского района в систематических занятиях спортом.
Обеспечение доступности дополнительного образования, повышение его качества
через:
воспитание физического и
духовно-нравственного здоровья
подрастающего поколения района,
профилактики и снижение уровня болезней, травматизма, преступности и вредных
привычек;
привлечение детей и подростков к систематическим занятиям
спортом;
повышение уровня
физической подготовленности и спортивных результатов обучающихся с учетом
индивидуальных особенностей и программ по видам спорта;
обеспечение условий для личностного развития, формирование культурной, здоровой, целостной личности, ее адаптации к жизни в обществе;
подготовку резерва
спортсменов для сборных команд района, области и России.
Достижение поставленной цели при разработке и
реализации образовательной программы
предусматривает решение следующих основных задач:
·
формирование общей
культуры, духовнонравственное,
гражданское, социальное, личностное
развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья;
·
обеспечение планируемых результатов по
освоению выпускником целевых установок,
приобретению знаний, умений, навыков,
компетенций и компетентностей, определяемых занятиям спортом;
·
становление и развитие личности в её
индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
·
обеспечение доступности
получения качественного дополнительного образования;
·
выявление и развитие
способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;
·
участие обучающихся, их
родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности
в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
·
использование в образовательной деятельности
современных образовательных технологий деятельностного типа;
·
предоставление
обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
·
включение обучающихся в
процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района).
В основе реализации основной образовательной программы лежит системнодеятельностный
подход, который предполагает:
·
воспитание и развитие
качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
инновационной экономики, задачам
построения российского гражданского общества на основе
принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального,
полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
·
переход к стратегии социального
проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий
образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата)
личностного и познавательного развития обучающихся;
·
признание решающей роли
содержания образования, способов организации образовательной
деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и
социального развития обучающихся;
·
учёт индивидуальных
возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли
и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательновоспитательных
целей и путей их достижения;
·
разнообразие
индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого
обучающегося(в том числе лиц,
проявивших выдающиеся способности), обеспечивающих рост спортивного потенциала,
обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Образовательная программа формируется с учётом особенностей обучения с сфере
дополнительного образования и спортивного образования в частности, которое
связано:
·
с изменением режима дня и
нагрузок при поступлении в ДЮСШ ведущей
деятельностью ребенка является учебная деятельность, дополнительное образование, так же приобретает систематический и значимый
характер;
·
с освоением новой
социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим
миром, развитием потребностей занятиях спортом в общении, познании, социальном
признании и самовыражении;
·
с формированием у
обучающегося основ умения обучаться
и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в ; планировать свою
деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с педагогами
и сверстниками в учебной деятельности;
·
с изменением при этом
самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и
рефлексивности;
·
с моральным развитием,
которое существенным образом связано с характером сотрудничества со
взрослыми и сверстниками, общением и
межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности
и мировоззрения.
Учитываются также характерные :
·
центральные психологические новообразования,
формируемые на конкретном уровне развития: словеснологическое мышление, произвольная смысловая, двигательная память, произвольное внимание, анализ,
рефлексия содержания, оснований из способов
действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаковосимволическое
мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений
объектов;
·
развитие целенаправленной и мотивированной
активности обучающегося, основой которой выступает формирование
устойчивой системы учебнопознавательных и социальных мотивов и личностного
смысла систематическим занятием спортом.
При определении стратегических характеристик образовательной
программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях
развития детей, индивидуальные различия в их
восприятии, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике ит. д., связанные с возрастными, психологическими
и физиологическими индивидуальными
особенностями детей.
При этом успешность и своевременность обучения связывается с активной
позицией педагога, а также с адекватностью построения образовательной
деятельности и выбора условий и методик обучения.
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы
Планируемые результаты освоения программ дополнительного
образования (далее — планируемые результаты). Они представляют собой систему
обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих
дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определениеи выявление всех составляющих планируемых
результатов, подлежащих формированию
и оценке. Оценка качества освоения программ
дополнительного образования детей производится исходя из результатов уровня:
потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта; освоения основ
техники в избранном виде спорта; физической подготовленности; освоения объемов
учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой
спортивной подготовки; выполнение контрольных нормативов, нормативов массовых
спортивных разрядов; динамике роста индивидуальных показателей физической
подготовленности обучающихся; динамике спортивных достижений, результаты
выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях.
Планируемые результаты:
·
обеспечивают связь между,
образовательной деятельностью и системой оценки результатов
освоения программ дополнительного образования, уточняя и конкретизируя общее
понимание личностных, результатов для
каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения,
возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;
·
являются содержательной и критериальной
основой для разработки программ, а
также для системы оценки качества освоения
обучающимися программ дополнительного образвания.
В соответствии с системнодеятельностным подходом содержание планируемых
результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным
материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебнопрактические
задачи, по возможности максимально
приближенные к реальным спортивным ситуациям.
Иными словами, система планируемых результатов даёт
представление о том, какими именно действиями – познавательными,
личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику
содержания программ дополнительного образования овладеют обучающиеся.
Структура планируемых результатов учитывает необходимость:
·
определения динамики развития обучающихся на
основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;
·
определения возможностей
овладения обучающимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне
ближайшего развития, в отношении умений и физического развития, расширяющих и
углубляющих систему опорных умений, а также умений, являющихся подготовительными для
дальнейшего развития;
·
выделения основных направлений оценочной
деятельности — оценки достигнутых результатов
систем образования различного уровня.
С этой целью в структуре планируемых результатов выделяются следующие уровни
описания.
Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты овладения
конкретной программы дополнительного образования. Их включение в структуру
планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле изучения данной
программы, его вкладе в развитие личности и влияниях на физическое здоровье,
будущую профессию. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад
данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей;
отражает такие общие цели, как формирование ценностных и мировоззренческих
установок, развитие интереса, формирование определенных потребностей. Оценка
достижения этих целей ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и
использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные
результаты характеризуют деятельность системы образования.
Планируемые конкретные результаты, приводятся блоках к каждому разделу учебной программы.
Они ориентируют в том, какой уровень освоения опорного материала ожидается от выпускников.
Первый блок «Выпускник
научится». Критериями отбора данных результатов служат:
их значимость для решения основных задач конкретной программы дополнительного
образования на данном уровне, необходимых для последующего развития, а также потенциальная возможность их достижения
большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую
компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается такая система знаний,
умений, навыков которая: во первых, принципиально необходима для успешного обучения в ДЮСШ, во
вторых, при наличии специальной целенаправленной работы педагога может быть
освоена подавляющим большинством детей.
Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую
оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы
посредством результатов сдачи контрольных нормативов, таки по итогам результатов участия в соревнованиях
различного уровня.
Цели, характеризующие систему учебных действий в
отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и
углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего
овладения данной программы. Планируемые результаты, описывающие указанную
группу целей, приводятся в блоке «Выпускник
получит возможность научиться» каждой рабочей программы по всем программам
дополнительного образования. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий
уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа
целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися в силу повышенной сложности для обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, ориентированных на
оценку достижения этой группы планируемых
результатов, могут включаться в материалы
итогового контроля.
Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по
сравнению с базовым) уровнями достижений и
выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных
обучающихся. При этом невыполнение обучающимися
заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения
планируемых результатов этой группы, не
является препятствием для перехода на следующий уровень обучения. В ряде
случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести
в ходе текущего и промежуточного контроля, а полученные результаты фиксировать
посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля
достижений).
Подобная структура представления планируемых результатов
подчёркивает тот факт, что при организации образовательной деятельности,
направленной на реализацию и достижение
планируемых результатов, от педагога требуется использование таких
педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к
подготовке обучающихся. При получении дополнительного образования
устанавливаются планируемые результаты освоения: теоретической подготовки, общей физической подготовки, специальной физической подготовки, технической подготовки, тактической подготовки, игровой подготовки, результаты участия в контрольных и календарных играх, инструкторская и судейская практика.
Формирование личностных результатов
В результате овладения программы дополнительного образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные действия как основа к
дальнейшему развитию. У выпускника будут сформированы:
·
внутренняя позиция на уровне положительного отношения к занятиям спортом, ориентации на
содержательные моменты спортивного образования;
·
широкая мотивационная
основа учебной деятельности, включающая социальные и внешние мотивы;
·
учебно познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
·
ориентация на понимание
причин успеха, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание оценок педагога, товарищей,
родителей и других людей;
·
основы гражданской
идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа,
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознание ответственности за общее благополучие;
·
ориентация в нравственном
содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей;
·
знание основных моральных норм и ориентация на
их выполнение;
·
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
·
установка на здоровый образ жизни;
Выпускник получит возможность для формирования:
·
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к систематическим
занятиям спортом, понимания их пользу;
·
выраженной устойчивой
мотивации к систематическим занятиям спортом;
·
устойчивого
интереса к новым общим способам решения задач;
·
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
·
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности
реализации социальной роли спортсмена, обучающегося ДЮСШ;
·
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
·
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
·
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
·
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
ДЮСШ организует деятельность в соответствии с дополнительными
общеобразовательными программами в области физической культуры и спорта.
Данная программа предусматривает несколько уровней
освоения образовательных
программ по видам спорта, которые соответствуют этапам многолетней спортивной подготовки.
Этапы подготовки реализуемые в ДЮСШ и сроки освоения представлены в таблице:
№ |
Этап
подготовки (уровень) |
Направленность |
Срок
освоения |
1 |
Спортивно-оздоровительный
этап |
Систематические
занятия спортом направленные на развитие личночти, воспитание физических,
моральных, этических и волевых качеств, привитие навыков гигиены и
самоконтроля. |
Без ограничения срока |
2 |
Начальной подготовки |
Базовая подготовка и
определение избранного вида спорта для дальнейшей специализации |
до 3 лет |
3 |
Тренировочный |
Специализация и
углубленная тренировка в избранном виде спорта |
до 5 лет |