Образовательная программа на 2021-2022 учебный год

Описание образовательной программы

     Данная  программа –  документ, определяющий направленность, объем, содержание и  порядок организации  образовательной деятельности в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Орловской детско-юношеской спортивной школе ( далее — ДЮСШ).

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Орловская детско-юношеская спортивная школа (сокращенное наименование МБУ ДО ДЮСШ)  расположено по адресу: Российская Федерация, 347510, Ростовская область, Орловский район, поселок Орловский,  пер. Костенко, 50, контактный телефон 8 86375 31-7-39, e-mail – dush@orlovsky.donpac.ru., сайт - http://dush-orlovsky.ru 

Учредителем спортивной школы и собственником ее имущества является муниципальное образование «Орловский район».

Функции и полномочия учредителя школы от имени муниципального образования «Орловский район» исполняет Управление образования Орловского района.

Функции и полномочия собственника имущества школы от имени муниципального образования «Орловский район» исполняет  Комитет по имуществу Орловского района.

Устав утвержден постановлением Главы Администрации Орловского района от 08.04.2015 года № 275 «Об утверждении Устава Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Орловская детско-юношеская спортивная школа».

Лицензия на право осуществления образовательной деятельности серия 61 Л 01 № 0002382, регистрационный номер 1026101451298,  выдана 30 апреля 2015 года: на правао оказания образовательных услуг по подвидам дополнительного образования:

-дополнительное образование детей и взрослых.

     В 2021-2022 учебном году МБУ ДО  ДЮСШ представлена такими видами спорта как футбол, волейбол, баскетбол, греко-римская борьба, конный  спорт и бокс.

     Организация образовательного процесса в ДЮСШ, осуществляется  по дополнительным общеобразовательным программам, регламентируются Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, опубликовано в «Российской газете» 31 декабря 2012 г., вступил в силу: 1 сентября 2013 г.) (далее – Закон), Областной Закон Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области», Федеральный закон Российской Федерации от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации концепции развития дополнительного образования детей», Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 27 ноября 2013 г. № 30468) (далее – Порядок), Приказ министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"», Письма Минобрнауки России от 29 сентября 2006 г. № 06-1479 «О методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации», Устав МБУ ДО ДЮСШ, её локальными актами.

Школа осуществляет образовательную деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ,  лицензией  серия 61Л01 № 0002382 от 30 апреля 2015 года,  № 4730, выданной Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области,

Образовательная деятельность осуществляется на спортивных объектах, расположенных по адресам:

 - спортивный зал ДЮСШ, пер. Костенко, 50;

-  стадион, ул. Ленина, 150;

-  отделение конного спорта , ул. Северная, 147.

А также на базе общеобразовательных учреждений Орловского района.

Основной целью дополнительного образования в  ДЮСШ  является физическое воспитание и развитие личности, приобретение  знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта;  отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки и   достижения  высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. 

        Основные задачи:

- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в занятиях физической культурой и спортом, на развитие мотивации личности всестороннему удовлетворению физкультурно-оздоровительных и спортивных потребностей, реализацию дополнительных общеобразовательных программ и услуг физкультурно-спортивной направленности;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

- профессиональную ориентацию учащихся;

- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития;

- подготовку спортивного резерва;

- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

- формирование общей культуры учащихся.

       Направления образовательной деятельности

   Основные направления образовательной деятельности ДЮСШ: 

учебно-тренировочные (тренировочные) занятия  проводятся по дополнительным общеобразовательным программам, разработанным и принятыми ДЮСШ в соответствии с федеральными государственными требованиями;

- активное внедрение в учебный процесс инноваций и ориентация на инновационную деятельность;

- интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности, индивидуализации и качества системы образования в целом;

- повышение доступности дополнительного образования для каждого;

- обновление и реализация содержания дополнительного образования в соответствии с интересами детей, потребностями семьи, общества и государства;

- создание условий для участия семьи и общественности в развитии общественной системы самоуправления учреждения;

- осуществление образовательного процесса и проведение массовых мероприятий с учётом запросов региона, муниципального образований, детей, потребности семьи, других образовательных учреждений, детских и юношеских объединений, национально-культурных традиций;

- проведение массовой, учебно-методической, организационно-методической, информационно-методической, научно-методической работы, консалтинга, направленных на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности, профессионального мастерства педагогов, реализующих общеобразовательные программы дополнительного образования.

   Школа  предоставляет бесплатные образовательные услуги по дополнительным общеразвивающим программам в области физической культуры и спорта и программам спортивной подготовки  в рамках муниципального задания.

 ДЮСШ призвана удовлетворять  потребности граждан и общества в области физкультуры и спорта, создавать условия для самоопределения и самореализации личности обучающихся, развития индивидуальных способностей каждого ребенка,  выявления одаренных детей и целенаправленной спортивной подготовки детей и подростков.

   Особенностями организации образовательной деятельности спортивной школы являются:

– достижение планируемых результатов освоения образовательной программы  по видам спорта всеми обучающимися;

– создание условий для образования детей с особыми образовательными способностями;

– создание  условий для  дифференциации и индивидуализации подхода в обучении и воспитании ;

– диагностика и мониторинг развития учащихся;

– педагогическое сопровождение обучающихся с различными   способностями, с целью поддержания и развития интереса к систематическим занятиям спортом.

 Цель реализации образовательной программы - обеспечение потребности населения Орловского района в систематических занятиях спортом. Обеспечение доступности дополнительного образования, повышение его качества через:

воспитание физического и духовно-нравственного здоровья  

подрастающего поколения района, профилактики и снижение уровня болезней, травматизма, преступности и вредных привычек;  

привлечение детей и подростков к систематическим занятиям спортом;   

повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов обучающихся с учетом индивидуальных особенностей и программ по видам спорта;

обеспечение условий для личностного развития, формирование культурной, здоровой, целостной личности, ее адаптации к жизни в обществе;

подготовку резерва спортсменов для сборных команд района, области и России.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательной программы  предусматривает решение следующих основных задач:

·                   формирование общей культуры, духовно­нравственное,
гражданское, социальное, личностное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

·                   обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых занятиям спортом;

·                   становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

·                   обеспечение доступности получения качественного дополнительного  образования;

·                   выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;

·                   участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

·                   использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;

·                   предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;

·                   включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района).

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно­деятельностный подход, который предполагает:

·                   воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

·                   переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

·                   признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

·                   учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно­воспитательных целей и путей их достижения;

·                   разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося(в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности), обеспечивающих рост спортивного потенциала, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Образовательная программа формируется с учётом особенностей обучения с сфере дополнительного образования и спортивного образования в частности, которое связано:

·                   с изменением режима дня и нагрузок при поступлении в ДЮСШ  ведущей деятельностью ребенка является учебная деятельность, дополнительное образование, так же приобретает систематический и значимый характер;

·                   с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей занятиях спортом в общении, познании, социальном признании и самовыражении;Хочу такой сайт

·                   с формированием у обучающегося основ умения обучаться
и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в ; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с педагогами и сверстниками в учебной деятельности;

·                   с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

·                   с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные :

·                   центральные психологические новообразования, формируемые на конкретном  уровне развития: словесно­логическое мышление, произвольная смысловая, двигательная  память, произвольное внимание, анализ, рефлексия содержания, оснований из способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково­символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

·                   развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося,  основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно­познавательных и социальных мотивов и личностного смысла систематическим занятием спортом.

При определении стратегических характеристик  образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их восприятии, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике ит. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей.

При этом успешность и своевременность обучения связывается с активной позицией педагога, а также с адекватностью построения образовательной деятельности и выбора условий и методик обучения.

      Планируемые результаты освоения обучающимися  образовательной программы

Планируемые результаты освоения программ дополнительного образования  (далее — планируемые результаты). Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определениеи выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. Оценка качества освоения программ дополнительного образования детей производится исходя из результатов уровня: потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта; освоения основ техники в избранном виде спорта; физической подготовленности; освоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки; выполнение контрольных нормативов, нормативов массовых спортивных разрядов; динамике роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся; динамике спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях.

Планируемые результаты:

·                   обеспечивают связь между,
образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программ дополнительного образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных,  результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

·                   являются содержательной и критериальной основой для разработки программ, а также для системы оценки качества освоения обучающимися программ дополнительного образвания.

В соответствии с системно­деятельностным подходом содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно­практические задачи,  по возможности максимально приближенные к реальным спортивным ситуациям.

Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями  – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания программ дополнительного образования овладеют обучающиеся. 

Структура планируемых результатов учитывает необходимость:

·                   определения динамики развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

·                   определения возможностей овладения обучающимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении умений и физического развития, расширяющих и углубляющих систему опорных умений, а также  умений, являющихся подготовительными для дальнейшего развития;

·                   выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки достигнутых  результатов  систем образования различного уровня.

С этой целью в структуре планируемых результатов  выделяются следующие уровни описания.

Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты овладения конкретной программы дополнительного образования. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле изучения данной программы, его вкладе в развитие личности и влияниях на физическое здоровье, будущую профессию. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определенных потребностей. Оценка достижения этих целей ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования.

Планируемые конкретные результаты, приводятся  блоках к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют в том, какой уровень освоения опорного  материала ожидается от выпускников.

Первый блок «Выпускник научится». Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач конкретной программы дополнительного образования на данном уровне, необходимых для последующего развития, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается такая система знаний, умений, навыков которая: во первых, принципиально необходима для успешного обучения в ДЮСШ, во вторых, при наличии специальной целенаправленной работы педагога может быть освоена подавляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы посредством результатов сдачи контрольных нормативов, таки по итогам результатов участия в соревнованиях различного уровня.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего овладения данной программы. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоке «Выпускник получит возможность научиться» каждой рабочей программы по всем программам дополнительного образования. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися  в силу повышенной сложности  для обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, ориентированных на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.

Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом  невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующий уровень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного контроля, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений).

Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательной деятельности, направленной на реализацию и достижение планируемых результатов, от педагога требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся. При получении дополнительного образования устанавливаются планируемые результаты освоения: теоретической подготовки, общей физической подготовки, специальной физической  подготовки, технической       подготовки, тактической подготовки, игровой  подготовки,  результаты участия в контрольных  и календарных  играх, инструкторская и судейская практика.

Формирование личностных результатов

     В результате овладения программы дополнительного образования  у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные  действия как основа к дальнейшему развитию. У выпускника будут сформированы:

·                   внутренняя позиция на уровне положительного отношения к занятиям спортом, ориентации на содержательные моменты спортивного образования;

·                   широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные и внешние мотивы;

·                   учебно познавательный интерес к новому  материалу и способам решения новой задачи;

·                   ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок педагога, товарищей, родителей и других людей;

·                   основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности за общее благополучие;

·                   ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

·                   знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

·                   развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

·                   установка на здоровый образ жизни;

Выпускник получит возможность для формирования:

·                   внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к систематическим занятиям спортом, понимания их пользу;

·        выраженной устойчивой  мотивации к систематическим занятиям спортом;

·                   устойчивого  интереса к новым общим способам решения задач;

·                   адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

·                   положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли спортсмена, обучающегося  ДЮСШ;

·                   компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

·                   морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

·                   установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

·                   эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

ДЮСШ организует деятельность в соответствии с дополнительными общеобразовательными  программами  в области физической культуры и спорта.

     Данная  программа   предусматривает несколько  уровней освоения  образовательных программ по видам спорта,  которые соответствуют этапам многолетней спортивной подготовки.

     Этапы подготовки реализуемые в ДЮСШ и сроки освоения  представлены в таблице:

 

Этап подготовки (уровень)

Направленность

Срок освоения

1

Спортивно-оздоровительный этап

Систематические занятия спортом направленные на развитие личночти, воспитание физических, моральных, этических и волевых качеств, привитие навыков гигиены и самоконтроля.

Без ограничения срока

2

Начальной подготовки

Базовая подготовка и определение избранного вида спорта для дальнейшей специализации

до 3 лет

3

Тренировочный

Специализация и углубленная тренировка в избранном виде спорта

до 5 лет

 

Образовательная программа 2021-2022 уч. год. (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».